Дмитрий Любин
Дмитрий Рафаилович Любин, народный артист ТАССР. заслуженный артист РСФСР, был актёром Казанского Большого драматического театра им. В.И. Качалова.
Впервые в Казани Д.Р. Любин появился в 1906-1908 годах в труппе известного антрепренёра Н.И. Соболыцикова-Самарина, дававшего спектакли в «лучших театральных городах того времени» — Казани и Саратове. В творческой биографии актёра были также театры Симбирска, Керчи, Тифлиса, Ташкента, Одессы, Киева, Свердловска, встречи с режиссёрами П. Медведевым и Ф. Строгановым, артистами М. Тархановым, Б. Гориным-Горяйновым, О. Садовской.
Любин сыграл очень много ролей — Фамусов и Кречинский, Городничий и Лопахин, Тихон в «Грозе» и Войницкий в «Дяде Ване». Это был актёр Островского, Чехова, Горького.
В марте 1901 года Д.Р. Любин участвовал во Втором Всероссийском съезде сценических деятелей, который заложил основы профессионального объединения артистов.
Семнадцать последних лет жизни Любин отдал театру имени Качалова. Более двадцати ролей сыграно им на его сцене. Здесь он ведёт большую общественную работу и в 1938 году, когда создаётся Татарское отделение Всероссийского театрального общества, становится первым его председателем.
Халил Абжалилов
В 1941 году на посту Председателя Татарского отделения Всероссийского театрального общества Д.Р. Любина сменил Халил Абжалилов.
Халил ГалеевичАбжалилов, народный артист СССР, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая, прославил татарское искусство прежде всего на сцене Камаловского театра.
В 1941 году он избирается председателем Татарского отделения Всероссийского театрального общества, которым он был до 1953 года.
В годы войны Татарское отделение ВТО многое делает для того, чтобы облегчить бытовые условия работников театров: дёшево накормить, устроить приезжих на ночлег.
Халил Галеевич сразу же привлекает ведущих театральных критиков из Москвы (в том числе выдающегося шекспироведа М.М. Морозова), приглашает в Казань одного из крупных режиссёров страны В.М. Бебутова. Именно тогда начинается постоянная профессиональная учёба актёров — по вокалу, речи, движению. Требовательность к себе, творческая дисциплина (актёр должен быть всегда в форме), высокая театральная культура — всё это Х.Г. Абжалилов хотел видеть в коллегах, особенно в молодых. В Государственный институт театрального искусства отправляются первые татарские студийцы: Г. Камалова. Ш. Асфандиярова, Д. Ильясов, А. Галеева, Р. Ахмерова, П. Исанбет… Позднее другая студия — Щепкинская — находится под его постоянным Пристальным вниманием. Театр пополняется артистами с высшим театральным образованием и уже более высоким уровнем профессиональной культуры.
Назиб Гайнуллин
Когда называют имя Назиба СамигулловичаГайнуллина — одного из ведущих актёров Татарского академического театра им. Г. Камала 50-х — 60-х годов, в памяти возникают такие сценические образы, как Зиганша («Голубая шаль» КаримаТинчурина), Жигангир (ХужаНасретдин Н. Исанбета), ГалиаскарКамал («Тукай» А. Файзи), Шмага («Без вины виноватые» А. Островского), Городничий; («Ревизор» Н. Гоголя), В.И. Ленин («Человек с ружьём» Н. Погодина), Меркуцио («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Бадри («Галиябану» М. Файзи).
В конце 1966 года на Татарском телевидении был показан фильм по пьесе Галиаскара Камала «Первый театр» — первый телевизионный фильм на татарском языке. НазибГайнуллин сыграл в нём Хамзу-бая. Эта работа сделала его ещё более популярным.
Своим творчеством НазибГайнуллин завоевал признание и симпатии зрителей. Ему были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР и народного артиста ТАССР.
Ещё будучи молодым актёром Назиб Гайнуллин активно участвовал в работе Татарского отделения ВТО, неоднократно избирался членом его правления. В 1952 году он становится председателем правления.
Руководство объединения работников сцены заботилось об улучшении условий их быта и отдыха. Из стенограммы V конференции Татарского отделения Всероссийского театрального общества: «Существующие Дома отдыха ВТО (Крым, Плёс…) ввиду отдалённости и больших затрат времени и денег не удовлетворяют членов ВТО». Назревает необходимость в создании своего места летнего отдыха. Назиб Самигуллович ходатайствует перед местными властями о выделении участка под летнюю базу отдыха на Волге, и в 1961 году она открывается на Кордоне, сначала как палаточный городок.
Мунира Булатова
Мунира Булатова – выдающаяся оперная певица, солистка театра оперы и балета им. М. Джалиля в течение сорока лет, народная артистка России и Татарстана, вся жизнь которой тесно связана с историей татарского оперного театра. Она — одна из тех, кто заложил основы национального оперного исполнительства в республике.
А 1967 году Булатова возглавила театр оперы и балета им. М. Джалиля. В течение трёх лет она была его директором.
Не менее насыщенной была и общественная деятельность, певицы — председатель Казанского отделения общества советско-чехословацкой дружбы, член художественных советов театра, филармонии, радио, депутат горсовета и, наконец, председатель правления Татарского отделения ВТО с 1963 по 1971 год. В эти годы была проведена большая работа, имевшая принципиально важное значение для дальнейшего развития организации. Произошли существенные изменения в её уставной деятельности. Удалось построить базу отдыха «Актёр» на Волге, в прекрасном уголке под Казанью — на Светлой Поляне. После долгих лет обитания Татарского отделения ВТО в полуподвале общежития театра имени В.И. Качалова идея построить Дом актёра была встречена с энтузиазмом и нашла поддержку в Москве и республике. Казанцы первыми из региональных организаций театрального общества начали строить свой Дом. На хрупкие плечи певицы легли заботы о претворении этого замысла в жизнь. Дом актёра в Казани открыл свои двери в 1968 году и сразу же стал центром общения творческой интеллигенции города, собирающим полные залы вот уже более трёх десятилетий. Здесь всегда тёплая, уютная атмосфера. Не раз замечательный голос Муниры Закировны звучал на этой дорогой её сердцу сцене.
Рашида Зиганшина
Народную артистку России и Татарстана, актрису Татарского государственного академического театра им. Г. Камала Рашиду Зиганшину можно сравнить с яркой звездой в галактике театрального мира.
Вначале шестидесятых, в один из самых сложных периодов истории Татарского академического театра, Зиганшина становится его директором. Сегодняшний зритель, который не представляет этот театр без аншлагов, вряд ли поверит, что в те годы его зрительный зал пустовал. Одиннадцать лет оставаясь на посту директора, Зиганшина несла поистине тяжкое бремя, но вывела театр из кризиса.
В правление Татарского отделения ВТО всегда избирались люди авторитетные, уважаемые и любимые коллегами и зрителями. Поэтому с первых лет существования отделения Рашида Зиганшина избирается членом правления, заместителем председателя, а затем председателем, а также членом президиума правления Всероссийского театрального общества. Около двадцати лет она возглавляла актёрский творческий союз. Это время стало, пожалуй, самым плодотворным и насыщенным интересными событиями в жизни союза и Дома актёра. Все дела — творческие и житейские проходили через председателя: профессиональная учёба, смотры, фестивали, обсуждения спектаклей, конференции, семинары, устные выпуски журналов, помощь самодеятельности и народным театрам, связи с предприятиями, вечера памяти и отдыха…
Ринат Тазетдинов
С 1988 по 2011 года бессменным Председателем Союза был Тазетдинов Ринат Арифзянович, Народный артист Татарстана, актер Татарского государственного академического театра им. Г. Камала.
Ринат Арифзянович Тазетдинов — актёр Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, народный артист России и Татарстана, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Республики Татарстан имени Г. Тукая. Он — один из самых популярных и любимых актёров татарского театра, воплотивший в своём творчестве всё то, что было накоплено предыдущими деятелями этой сцены.
Первый Президент РТ Минтимер Шаймиев сказал о Тазетдинове, вручая артисту орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»: «Равных вам мало, что в жанре комедии, что в жанре драмы. Это актер, который писал 100-летнюю историю татарского театра. За 46 лет работы в театре практически нет ролей, которые бы не сыграл Ринат Тазетдинов. И ему под силу любая роль, существующая в драматургии. По сути, благодаря его актерскому таланту мы представляем себе, как выглядели и чем жили многие выдающиеся люди, например, Муса Джалиль.».
За многолетнюю творческую деятельность Ринатом Тазетдиновым создан целый ряд образов – от исторических до острокомедийных, это поэт-герой Муса Джалиль («Муса Джалиль» Н.Исанбета), Эзоп («Эзоп» Фигерейдо), Ильяс («Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова). Именно за исполнение роли Ильяса ему была присуждена Государственная премия Республики Татарстан им.Г.Тукая. Вершинами творчества актера стали образы Карандышева («Бесприданница» А.Островского) и Мусы Джалиля («У совести вариантов нет» Т.Миннуллина), за исполнение которых Ринат Тазетдинов был удостоен Государственной премии СССР.