Фото: Элита Татарстана
Новости

Ушла из жизни народная артистка РТ Таслима Файзуллина

13 октября ушла из жизни актриса Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина,  народная артистка Республики Татарстан Файзуллина Таслима Халяфовна. 

Таслима Файзуллина — актриса на роли сугубо драматической, психологической направленности. Свидетельством тому являются ее юные героини: впервые полюбившая, трепетная Рахиля — «Первая любовь» X. Вахита, целомудренная серьезная Сарби — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша, остро переживающая свой грех Гульчира — «Потоки» Т. Гиззата.

Актриса с жизненной полнотой создает образы сдержанных, лаконичных героинь, отличающихся цельностью, глубиной характера. В каждой роли она добивается перевоплощения не внешними приемами, а через внутреннее преображение. Таковы ее повзрослевшие женщины — Таслима — «Любовница» С. Шакурова, Таскира — «Сладостный мой» А. Гилязова, Мадина — «Весенние причуды» Р. Сагди. В спектакле «Колдунья» Файзуллина играла две роли — молодой Савили и старой Колдуньи.

Значительной оказалась роль Рабиги в спектакле по повести Н. Гиматдиновой «Одна капля любви». Файзуллина смогла психологически точно разделить жизнь своей героини на два периода — до и после встречи с любимым человеком после тридцатилетней разлуки. До появления Габдрахима актриса вторым планом, при внешней твердости духа, дает почувствовать годами длящуюся незаживающую рану-тоску. После же встречи с любимым героиня актрисы перерождается. У нее совершенно другой эмоциональный настрой, светящиеся глаза, в которых столько любви и счастья.

Особое место в творчестве Файзуллиной занимают две роли — Флюра «Вдовий пароход» по И. Грековой и Бернарда — «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки. Два абсолютно разных создания. Флюра — интеллигентная, сдержанная ленинградка, чудом выжившая и выбравшаяся из блокадного города женщина. У актрисы чувствуется второй, потаенный план роли, биография истинной довоенной ленинградки — символ порядочности, воспитанности, благородства. Эта Флюра внешне суховата, несколько отрешена.

И совсем другой тип — Бернарда. Файзуллина раскрывает жесткий, властный характер пожилой испанки. Героиня актрисы лишает права дочерей на нормальную человеческую жизнь. Горячий темперамент Бернарды не вырывается наружу, а запрятан глубоко внутрь.

Кроме артистической работы Т. Файзуллина занимается литературной деятельностью: переводит пьесы — «Кровавая свадьба», «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки, «Вид в Гильдерланде» Ю. Волкова создает инсценировки романов — «Колдунья», «Одна капля любви», «Мотылек» Н. Гиматдиновой. За последнюю инсценировку получила первую премию в номинации «Лучшая инсценировка» на конкурсе 2004 года «Новая татарская пьеса». Файзуллина — автор популярных песен. За десятилетия службы в театре она создала около 70 ролей.

Одновременно с работой в театре Т. Файзуллина преподавала актерское мастерство вместе с Р. Загидуллиным в университете культуры и искусств, в театральном училище вместе с И. Хайруллиным.
_________
И. Илялова
www.kzntm.ru

 

Союз театральных деятелей  Республики Татарстан выражает глубокое соболезнование близким и коллегам артистки, разделяет боль и горечь невосполнимой утраты.