Председатели Союза

Дмитрий Любин 

Дмитрий Рафаилович Любин, народный артист ТАССР. заслуженный артист РСФСР, был актёром Казанского Большого драматиче­ского театра им. В.И. Качалова.

Впервые в Казани Д.Р. Любин появился в 1906-1908 годах в труппе известного антрепренёра Н.И. Соболыцикова-Самарина, дававшего спектакли в «лучших театральных городах того времени» — Казани и Саратове. В творческой биографии актёра были также театры Симбирска, Керчи, Тифлиса, Ташкента, Одессы, Киева, Свердловска, встре­чи с режиссёрами П. Медведевым и Ф. Строгановым, артистами М. Тархановым, Б. Гориным-Горяйновым, О. Садовской.

Любин сыграл очень много ролей — Фамусов и Кречинский, Городни­чий и Лопахин, Тихон в «Грозе» и Войницкий в «Дяде Ване». Это был актёр Островского, Чехова, Горького.

В марте 1901 года Д.Р. Любин участвовал во Втором Всероссий­ском съезде сценических деятелей, который заложил основы професси­онального объединения артистов.

Семнадцать последних лет жизни Любин отдал театру имени Качало­ва. Более двадцати ролей сыграно им на его сцене. Здесь он ведёт боль­шую общественную работу и в 1938 году, когда создаётся Татар­ское отделение Всероссийского теа­трального общества, становится первым его председателем.

Халил Абжалилов

В 1941 году на посту Председателя Татар­ского отделения Всероссийского теа­трального общества Д.Р. Любина сменил Халил Абжалилов.

Халил ГалеевичАбжалилов, на­родный артист СССР, лауреат Госу­дарственной премии имени Г. Тукая, прославил татарское искусство прежде всего на сцене Камаловского театра.

В 1941 году он из­бирается председателем Татарского отделения Всероссийского театраль­ного общества, которым он был до 1953 года.

В годы войны Татарское отделе­ние ВТО многое делает для того, чтобы облегчить бытовые условия работников театров: дёшево накор­мить, устроить приезжих на ночлег.

Халил Галеевич сразу же привле­кает ведущих театральных критиков из Москвы (в том числе выдающего­ся шекспироведа М.М. Морозова), приглашает в Казань одного из крупных режиссёров страны В.М. Бебутова. Именно тогда начи­нается постоянная профессиональ­ная учёба актёров — по вокалу, речи, движению. Требовательность к себе, творческая дисциплина (ак­тёр должен быть всегда в форме), высокая театральная культура — всё это Х.Г. Абжалилов хотел видеть в коллегах, особенно в молодых. В Государственный институт теа­трального искусства отправляются первые татарские студийцы: Г. Камалова. Ш. Асфандиярова, Д. Ильясов, А. Галеева, Р. Ахмерова, П. Исанбет… Позднее другая студия — Щепкинская — находится под его постоянным Пристальным внимани­ем. Театр пополняется артистами с высшим театральным образовани­ем и уже более высоким уровнем профессиональной культуры.

Назиб Гайнуллин

Когда называют имя Назиба СамигулловичаГайнуллина — одного из ведущих актёров Татарского ака­демического театра им. Г. Камала 50-х — 60-х годов, в памяти возника­ют такие сценические образы, как Зиганша («Голубая шаль» КаримаТинчурина), Жигангир (ХужаНасретдин Н. Исанбета), ГалиаскарКамал («Тукай» А. Файзи), Шмага («Без вины виноватые» А. Остров­ского), Городничий; («Ревизор» Н. Гоголя), В.И. Ленин («Человек с ружьём» Н. Погодина), Меркуцио («Ромео и Джульетта» В. Шекспи­ра), Бадри («Галиябану» М. Файзи).

В конце 1966 года на Татарском телевидении был показан фильм по пьесе Галиаскара Камала «Первый театр» — первый телевизионный фильм на татарском языке. НазибГайнуллин сыграл в нём Хамзу-бая. Эта работа сделала его ещё более популярным.

Своим творчеством НазибГай­нуллин завоевал признание и симпа­тии зрителей. Ему были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР и народного артиста ТАССР.

Ещё будучи молодым актёром Назиб Гайнуллин активно участво­вал в работе Татарского отделения ВТО, неоднократно избирался чле­ном его правления. В 1952 году он становится председателем правления.

Руководство объединения работ­ников сцены заботилось об улучше­нии условий их быта и отдыха. Из стенограммы V конференции Татар­ского отделения Всероссийского те­атрального общества: «Существую­щие Дома отдыха ВТО (Крым, Плёс…) ввиду отдалённости и боль­ших затрат времени и денег не удов­летворяют членов ВТО». Назревает необходимость в создании своего ме­ста летнего отдыха. Назиб Самигуллович ходатайствует перед местными властями о выделении участка под летнюю базу отдыха на Волге, и в 1961 году она открывается на Кордоне, сначала как палаточный городок.

Мунира Булатова

Мунира Булатова – выдающаяся оперная певица, солистка театра оперы и балета им. М. Джалиля в те­чение сорока лет, народная артистка России и Татарстана, вся жизнь ко­торой тесно связана с историей та­тарского оперного театра. Она — одна из тех, кто заложил основы на­ционального оперного исполни­тельства в республике.

А 1967 году Булатова возглавила театр оперы и балета им. М. Джали­ля. В течение трёх лет она была его директором.

Не менее насыщенной была и об­щественная деятельность, певицы — председатель Казанского отделения общества советско-чехословацкой дружбы, член художественных советов театра, филармонии, радио, де­путат горсовета и, наконец, предсе­датель правления Татарского отде­ления ВТО с 1963 по 1971 год. В эти годы была проведена боль­шая работа, имевшая принципиаль­но важное значение для дальнейше­го развития организации. Произо­шли существенные изменения в её уставной деятельности. Удалось по­строить базу отдыха «Актёр» на Волге, в прекрасном уголке под Ка­занью — на Светлой Поляне. После долгих лет обитания Татарского от­деления ВТО в полуподвале обще­жития театра имени В.И. Качалова идея построить Дом актёра была встречена с энтузиазмом и нашла поддержку в Москве и республике. Казанцы первыми из региональных организаций театрального общества начали строить свой Дом. На хруп­кие плечи певицы легли заботы о пре­творении этого замысла в жизнь. Дом актёра в Казани открыл свои двери в 1968 году и сразу же стал цен­тром общения творческой интелли­генции города, собирающим полные залы вот уже более трёх десятилетий. Здесь всегда тёплая, уютная атмосфе­ра. Не раз замечательный голос Муниры Закировны звучал на этой до­рогой её сердцу сцене.

Рашида Зиганшина

Народную артистку России и Та­тарстана, актрису Татарского госу­дарственного академического теа­тра им. Г. Камала Рашиду Зиганшину можно сравнить с яркой звездой в галактике театрального мира.

Вначале шестидесятых, в один из самых сложных периодов истории Татарского академического театра, Зиганшина становится его директором. Сегодняшний зритель, который не представляет этот театр без аншлагов, вряд ли поверит, что в те годы его зрительный зал пусто­вал. Одиннадцать лет оставаясь на посту директора, Зиганшина несла поистине тяжкое бремя, но вывела театр из кризиса.

В правление Татарского отделе­ния ВТО всегда избирались люди ав­торитетные, уважаемые и любимые коллегами и зрителями. Поэтому с первых лет существования отделения Рашида Зиганшина избирается членом правления, заместителем председателя, а затем председате­лем, а также членом президиума правления Всероссийского теа­трального общества. Около двадца­ти лет она возглавляла актёрский творческий союз. Это время стало, пожалуй, самым плодотворным и насыщенным интересными события­ми в жизни союза и Дома актёра. Все дела — творческие и житейские про­ходили через председателя: профес­сиональная учёба, смотры, фестива­ли, обсуждения спектаклей, конфе­ренции, семинары, устные выпуски журналов, помощь самодеятельно­сти и народным театрам, связи с предприятиями, вечера памяти и отдыха…

Ринат Тазетдинов

С 1988 по 2011 года бессменным Председателем Союза был Тазетдинов Ринат Арифзянович, Народный артист Татарстана, актер Татарского государственного академического театра им. Г. Камала.

Ринат Арифзянович Тазетдинов — актёр Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, народный артист России и Татарстана, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Рес­публики Татарстан имени Г. Тукая. Он — один из самых популярных и любимых актёров татарского театра, воплотивший в своём творчестве всё то, что было накоплено предыдущи­ми деятелями этой сцены.

Первый Президент РТ Минтимер Шаймиев сказал о Тазетдинове, вручая артисту орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»: «Равных вам мало, что в жанре комедии, что в жанре драмы. Это актер, который писал 100-летнюю историю татарского театра. За 46 лет работы в театре практически нет ролей, которые бы не сыграл Ринат Тазетдинов. И ему под силу любая роль, существующая в драматургии. По сути, благодаря его актерскому таланту мы представляем себе, как выглядели и чем жили многие выдающиеся люди, например, Муса Джалиль.».

За многолетнюю творческую деятельность Ринатом Тазетдиновым создан целый ряд образов – от исторических до острокомедийных, это поэт-герой Муса Джалиль («Муса Джалиль» Н.Исанбета), Эзоп («Эзоп» Фигерейдо), Ильяс («Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова). Именно за исполнение роли Ильяса ему была присуждена Государственная премия Республики Татарстан им.Г.Тукая. Вершинами творчества актера стали образы Карандышева («Бесприданница» А.Островского) и Мусы Джалиля («У совести вариантов нет» Т.Миннуллина), за исполнение которых Ринат Тазетдинов был удостоен Государственной премии СССР.