История

Общество взаимного вспоможения русских артистов

В феврале 1877 года в Петербурге появилось печатное воззвание-листовка об организации русского артистического общества, которое по уже утверждённому уставу именовалось «Обществом взаимного вспоможения русских артистов». Основной целью нового общества объявлялась деятельность чисто благотворительная, но были названы и «прочие цели»: «…Для доставления русским артистам большего удобствадля распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований общество: 1 — принимает всякого рода добровольные пожертвования по подпискам, дару и завещаниям; 2 — издаёт, с соблюдением установленныхна сей предмет правил, на собственный счёт, по предварительному соглашению с авторами и их наследниками, одобренные обществом художественные произведения русских и иностранных авторов по всем отраслям изящных искусств, а равно и одобренные обществом книги и руководства…; 3 —устраивает в пользу общества с надлежащего разрешения при содействии членов общества временные или постоянные выставки…произведений искусства,оперные, драматические и музыкальные представления произведений… лекции по теории и истории изящных искусств, концерты, танцевальные вечера и костюмированные балы; 4 — заводит с соблюдением установленных на то правил библиотеки, в состав которых могут входить книги и повременные издания, относящиеся до изящных искусств, а также и коллекции рисунков, инструментов и моделей художественных произведений».

В 1883 году, при ближай­шем участии группы пере­довых работников рус­ского театра, возглав­ляемой замечательной актрисой Марией Гавриловной Савиной, эта организация была преобразована (по некоторой аналогии с Литера­турным фондом) в «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям». Постепенно общество расширя­ет круг своей деятельности, и в 1894 году на его основе создаётся Русское театральное общество, которое ставит своей целью способ­ствовать «всестороннему развитию театрального дела в России».

Уже первый съезд сценических деятелей в 1897 году поражает масштабностью поставленных вопросов, среди которых — общедоступность театров и серьёзность репертуара, воспитательное значение и художественные задачи театра, необходимость введения обязательного образовательного ценза для актёров, режиссёров и антрепренёров, повышение постановочной культуры.

В советское время деятельность Русского театрального общества, переименованного в 1933 году во Всероссийское театральное общество (ВТО), приобрела широкий размах. Социально-правовая деятельность общества и значительная часть его материально-бытовых функций перешла к профсоюзу работников искусств и государственным органам социального обеспечения. В то же время усилилась творческая работа. ВТО активно содействует развитию театрального искусства, изучает и научно обобщает опыт театров России и союзных республик, налаживает творческие связи с зарубежными организациями. Оно способствует повышению профессионального мастерства деятелей театра, помогает коллективам театральной самодеятельности, организует культурное обслуживание сельского населения.

В 1936-1938 годах организуются местные отделения ВТО (более семидесяти), в том числе Татарское отделение.

На фото: Строительство Казанского Дома актера 1966 г. Мунира Булатова, Александра Зуева с представителями центрального ВТО.

 

30 октября 1986 года XV съездом Всероссийского театрального общества был учреждён Союз театральных деятелей Российской Федерации (СТД), ставший преемником ВТО, его традиций. Новый статус объединения театральных деятелей расши­рил возможности развития их творчества.

Вся работа Союза театральных деятелей России организована по территориальному признаку. Союз театральных деятелей Татарстана является одним из крупнейших его отделений.

Театральное братство Татарстана

В 1938 году  было создано Татарское отделе­ние Всероссийского теат­рального общества. Сначала в нём состоял всего пятьдесят один работ­ник двух основных драматических театров республики — русского и татарского. Возглавил отделение тогда артист Казанского Большого драматического театра Дмитрий Рафаилович Любин. С самого начала круг задач отделения был определён — это повышение уровня мастерства актёров, режиссёров, воспитание молодой смены творческого коллек­тива в каждом театре, развитие те­атральной самодеятельности и ра­бота со зрителями, материальная помощь и создание условий для от­дыха работников театров. Словом, всё то, чем занималось театральное общество и в последующие годы и что затем стало делом Союза теа­тральных деятелей.

В годы Великой Оте­чественной войны театры, несмотря ни на какие трудности, продолжали свою работу. От­деление делало всё возможное, чтобы поддержать актёров и ока­зать им материальную помощь, оно стало также центром организации передвижных фронтовых бригад.

24 октября 1988 года Татарское отделение ВТО было переименовано в Союз театральных деятелей Татар­стана.